Включить версию сайта для слабовидящих
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Куйтунский район, п. Новая Тельба, улица Ленина, № 3
Главная / Воспитательная работа

Воспитательная работа

 Тема:

«Воспитательная среда как основа для развития творческой индивидуальности школьника»

 

Цель: создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих,  личностных  качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе.

 

В воспитании детей младшего школьного возраста целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. К наиболее важным из них относятся следующие:

- быть любящим, послушным и отзывчивым;

- уважать старших и заботиться о младших членах семьи;

- выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;

     - быть трудолюбивым, как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело     до конца;

 - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц зимой; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы;

- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

 - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;

- стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;

- уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;

- уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят;

- уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

 

В воспитании детей подросткового возраста таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

 - к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

 

Воспитательные задачи:

  • реализовывать воспитательные возможностиобщешкольных дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
  • реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
  • вовлекать школьников в кружки, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
  • использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
  • инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
  • организовывать для школьников экскурсии, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
  • организовывать профориентационную работу со школьниками;
  • развивать предметно-эстетическую среду школыи реализовывать ее воспитательные возможности;
  • организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей;
  • организовать деятельность и развивать волонтерское движение в школе.

 

 

Виды, формы и содержание деятельности

 

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

Инвариантные модули:

«Классное руководство»,

«Школьный урок»,

«Курсы внеурочной деятельности»,

«Работа с родителями»,

«Самоуправление»,

«Профориентация»;

«Безопасность».

 

Вариативные модули:

«Общешкольные дела»,

«Эколята»

«Формирование предметно – эстетической среды»,

«Добровольчество и волонтёрство»

 

 

 

 

Инвариантные модули.

Модуль «Классное руководство»

Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися  класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.

 

Цель:

организация совместных мероприятий с учащимися;

привлечение учителей-предметников  к участию в родительских собраниях класса;

организация родительских собраний и привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса.

 Работа с классным коллективом:

  • инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке;
  • организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности);
  • проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка;
  • сплочение коллектива класса через:

- игры и тренинги на сплочение и командообразование;

-  походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями;

- празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;

- регулярные внутриклассные «огоньки» и  вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;

  •  выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.

 

Индивидуальная работа с учащимися:

  • изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни;
  •  поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, успеваемость и т.п.);
  • индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
  • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

 Работа с учителями, преподающими в классе:

  • регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
  • привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
  • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
  •  

Работа с родителями учащихся или их законными представителями:

  • регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
  • помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
  • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
  • создание и организация работы родительских комитетов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
  •  привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
  • организация семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.

 

 

 Модуль «Школьный урок»

Воспитывающий урок – это урок с воспитывающим содержанием, таким, которое побуждало бы школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах.

Цель:

организация и проведение тематических классных часов, уроков здоровья, нравственности для  активизации познавательной деятельности, формирования нравственных качеств и патриотического воспитания.

        Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя;
  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);
  • привлечение внимания школьников к работе с  информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  •  применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; 
  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык уважительного отношения к чужим идеям; навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

 

 

Модуль «Курсы внеурочной деятельности»

Цель:

 вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность (кружки, секции);

организация экскурсий и походов, совместных вечеров с целью расширения кругозора и сплочения коллектива.

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:

  • вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
  • формирование в кружках детско-взрослых общностей,которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
  • создание вдетских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
  • поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
  • поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.

 

Модуль «Работа с родителями»

Цель:

  Формирование эффективной системы взаимодействия «родителей – ученик – учитель» для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый дружный коллектив, создание в классе благоприятных условий для свободного развития личности.

Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе.

  Работа с родителями (законными представителями) направлена на:

  • привлечение родительской общественности к управлению общеобразовательным учреждением (родительские комитеты), к совместной реализации воспитательных программ и проектов.

Действенными формами работы в данном направлении воспитательной деятельности станут мероприятия, направленные на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение задач, такие как:

- совместное благоустройство школьного пространства;

- привлечение родителей к организации и проведению воспитательных мероприятий;

- тематические концерты и праздники, экскурсии, выставки творческих работ;

- лекции и семинары для учащихся и родителей, проводимые с привлечением представителей правоохранительных органов, медицинских учреждений, педагогами;

- индивидуальная работа с родителями;

- классные родительские собрания, в повестку дня которых включены основные организационные вопросы работы школы: подведение итогов посещаемости и успеваемости, предупреждение детского травматизма, профилактика правонарушений, организация горячего питания, проведение внеклассных мероприятий и др.

Модуль «Самоуправление»

Цель:

  выборы органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса для вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел.

Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.

Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:

На уровне школы:

  • через деятельность выборного Парламента, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
  • через работу постоянно действующего школьного Парламента, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, флэш-мобов и т.п.);
  • через деятельность творческих активов, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.

 

На уровне классов:

  • через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (например, старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
  • через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (например: спортивные дела, творческие дела);
  • через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей.

 

На индивидуальном уровне:

  • через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
  • через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.

 

Модуль «Профориентация»

Цель:

  Организация и проведение профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего.

Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя:

  • профессиональное просвещение школьников;
  • диагностика и консультирование по проблемам профориентации, организация профессиональных проб школьников;
  • подготовка школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.

Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:

- циклы профориентационных классных часов, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

- профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;

- экскурсии на предприятия района, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях;

- совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий.

 

Модуль «Безопасность»

Цель:

Формирование опыта безопасного поведения;

формирование ценностного отношения к своему здоровью;

 расширение представления учащихся о здоровом образе жизни;

 формирование  потребности в соблюдении правил здорового образа жизни.

 

 

Вариативные модули

Модуль  «Общешкольные дела»

Цель:

   выбор актива класса и включение обучающихся  класса в общешкольный совет или организацию;

проведение и анализ мероприятий на уровне школы.

Воспитательное пространство МКОУ Тельбинской ООШ представляет собой систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых субъектами этого пространства - детьми, педагогами, родителями. Значительная часть семей связана со школой тесными узами: учились родители, дети, внуки. Эта особенность играет важную роль в воспитательном процессе, способствует формированию благоприятного микроклимата, доверительных отношений, укреплению традиций, лучшему взаимопониманию родителей, учащихся и учителей.

Процесс воспитания и социализации школьников во многом обусловлены определенным укладом жизни семей, в которых воспитываются дети. Сама среда расставляет акценты на те ценности, которые формируются у подрастающего поколения: чувство любви к родному краю, уважительное отношение к своей истории, символам Отечества, народным традициям, природе. Это стимулирует социально-полезную деятельность учащихся во благо родного посёлка и его жителей.

Модуль  «Эколята»

В данном модуле представлена работа образовательной организации по экологическому воспитанию. Чаще всего под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе, однако воспитательная работа в школе была построена так, что основными компонентами экологической культуры личности должны были стать экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

Основнаяцель экологического воспитания – формирование экологически культурной личности, которая должна приобретать экологические знания по основным разделам как экологии в целом, так и  экологии родного края (знать природу своего родного края,  местные природные условия;  реки и водоемы, ландшафты, типичные растения и животные, птицы, рыбы, климат; охраняемые природные объекты).

Задачи школы по экологическому воспитанию:

  • формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты; 
  • формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде.

 

 

Модуль «Формирование предметно-эстетической среды»

Цель:

благоустройство классных кабинетов, школьных помещений,  осуществляемое классными руко­водителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся про­явить свои фантазию и творческие способности.

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: 

  • оформление интерьера школьных помещений  к тематическим праздникам, которое может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
  • размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе;
  • озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей (Аллея Памяти), позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха; 
  • благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
  • событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний и т.п.); 

 

Модуль «Добровольчество и волонтерство»

Волонтерство – это участие школьников в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.

Цель:

Вовлечение обучающихся класса в волонтерскую работу, направленную на благо конкретных людей и социального окружения в целом для формирования у них качеств порядочности,  внимания, заботы и уважения к окружающим.

Целью действующего на базе школы добровольческой (волонтерской) тимуровской бригады является развитие социальной самореализации учащихся путем ознакомления с различными

01.02.2014
|
Просмотров: 13
Наверх страницы